Шарики — тела качения

Шарики могут поставляться в виде свободных деталей. Применение свободных тел качения позволяет изготавливать экономичные бессепараторные подшипниковые узлы, способные выдерживать высокие нагрузки, но предназначенные для работы при низких скоростях вращения или колебательных движениях. Все это при условии, что сопряженные детали вращения могут выполнять роль дорожек качения, т.е. имеют тот же класс точности и ту же твердость, что и подшипниковые кольца.

Помимо использования в подшипниковых узлах шарики имеют широкую область применения, например шарики, используются в шаровых шарнирах, обгонных муфтах, в шариковых винтах, а также в стопорных устройствах и шаровых клапанах. Они также необходимы для проведения различных калибровочных тестов.

Шарики в виде свободных деталей изготавливаются по ГОСТ 3722 из хромоуглеродистой стали типа ШХ15 термически обработанными до твердости 62…66 HRC. По заказу потребителей шарики могут быть изготовлены из других марок сталей и с другой твердостью. Шарики одной степени точности сортируются по группам с очень жесткими допусками по диаметру. ГОСТ 3722 устанавливает 10 степеней точности шариков, обозначаемых в порядке снижения точности цифрами: 3, 5, 10, 16, 20, … 200

Условное обозначение шариков, применяемых в виде отдельных деталей, состоит из номинального диаметра в мм, степени точности и обозначения стандарта, например: Шарик 12,7-40 ГОСТ 3722-81.

Для шариков, применяемых в подшипниках качения, условное обозначение дополняется буквой «Н», проставленной перед обозначением номинального диаметра, например: Шарик Н11,112-10 ГОСТ 3722-81.

Условное обозначение шариков, не сортируемых по диаметру, дополняется буквой «Б» перед обозначением номинального диаметра, например: Шарик Б9, 525-100 ГОСТ 3722-8.